В поисках тепла

0
101

Во время увеличения на рынке теплового оборудования процента российских производителей, цена и прибыль в этом сегменте рынка постоянно падали, в итоге интерес к нему со стороны климатических фирм значительно падал, а объемы рекламных вложений резко сократились. 

Какой же интерес отечественный рынок тепловых завес и пушек представляет сегодня? Для начала тем, что анализ сложившейся здесь ситуации позволит во многом предугадать перспективы других сегментов рынка промышленной климатики, которые сформировались несколько позже и развивались не так бурно, как рынок тепловых систем.

1. Как мы можем заметить, что это первый сегмент рынка, где отечественные производители заняли преобладающее положение. Причины этого весьма ясны. После 1998 года, производство завес и пушек было успешно освоено целым рядом наших российских компаний. В последние три-четыре года, когда на рынке наступило некоторое постоянство, этот процесс закончился. Также, благодаря укреплению рубля наметилась тенденция некоторого увеличения поцента импорта. 

2. Благодаря относительной простоте изготовления и установки соответствующего оборудования именно данный сегмент рынка первым достиг точки насыщения. Активный рост закончился около 4-х лет назад, и совершенно нет оснований думать, что другие сегменты рынка промышленной климатики (чиллеры, вентиляционное оборудование, AHU, фэнкойлы) будут расти вечно. Так же заметим, что большинство из них (например, AHU и вентиляционное оборудование) в точности повторяют эволюцию рынка завес и пушек, только с некоторой задержкой по времени. 

Учитывая это, и российские производители завес и пушек, и импортеры выстраивают достаточно консервативную производственную и закупочную политику. Весьма показательным в этом плане стал сезон 2005-2006 годов. Несмотря на рекордно холодную зиму, объем выпуска и импорта практически не вырос. Имеется единственный положительный итог — это полная очистка стоков и нулевые складские запасы на конец сезона. Хотя, возможно некоторое увеличение спроса со стороны дистрибьюторов в сезоне 2006-2007 годов, когда из-за отсутствия товара на складе закупка оборудования начнется немного раньше обычного. Но это все же дает прирост максимум на 10-15%. 

Итак, из-за планового характера производства рынок не в состоянии достаточно быстро реагировать на капризы погоды. Также, как российские, так и зарубежные производители завес и пушек напрямую зависят от производителей комплектующих (вентиляторы, ТЭНы), которые далеко не всегда могут оперативно выполнить дополнительный заказ. 

3. Достигнув некоторой определенности в общих объемах продаж, рынок стал меняться структурно. 

Если же мы начнем проводить срез по линии импортная/российская продукция, то будет видна четкая градация по сегментам. Наши отечественные завесы доминируют в секторе дешевых «тамбурных нагревателей», а импорт, в свою очередь, имеет максимальную долю в сегменте завес высокой производительности, в котором присутствуют далеко не все отечественные производители. На рынке тепловых пушек, где премиум-сегмент в явном виде отсутствует, доля импорта в последние годы была несколько ниже.

 

4. Если мы начнем рассматривать дилерскую сеть, то здесь совершенно очевидно, что наихудший вариант развития событий на сплитовом рынке. По мере стабилизации объемов продаж, количество фирм-продавцов продолжает расти. В результате чего объемы продаж в расчете на одного дилера в последние 4 года постоянно падают, вследствие чего мы можем проследить, что накладные расходы дистрибьютора на работу с ним растут. Данная ситуация может измениться быстрее чем через 3-4 года, когда количество фирм, занятых установкой кондиционеров, начнет сокращаться. 

Также рассмотрим ещё одну печальную аналогию со сплитовым рынком — это продвижение тепловых пушек через сетевые магазины. Пусть даже в этот раз задействованы магазины строительных материалов и садового инвентаря типа OBI. Но, результат может оказаться таким же. Цены на тепловые пушки могут упасть, а рентабельность сползет ниже уровня, интересного для специализированных климатических компаний. 

Если мы рассмотрим рынок жидкотопливных и газовых тепловых пушек, то он подвержен примерно тем же самым тенденциям. Единственная ощутимая разница — это низкая доля российской продукции и в несколько раз меньший, по сравнению с электрическими пушками, объем рынка.  //www.vemiru.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.