Проблемы и перспективы энергосбережения в Карелии

0
113

Затраты на энергосбережение в несколько раз меньше расходов на все
увеличивающееся потребление ресурсов, таким образом энергосбережение –
важнейшая альтернатива наращиванию объемов потребления. Для Карелии, не
имеющей возможности получения достаточного объема производства
собственных топливно-энергетических ресурсов – энергосберегающий путь
развития становится безальтернативным. Потребление ТЭР на единицу
валового регионального продукта (ВРП) и на душу населения продолжает
расти, несмотря на замедление темпов экономического роста.

Удельное потребление ТЭР на душу населения по Карелии
составило: в 2000 году – 5,11 т. у. т./чел., в 2001 году – 5,28 т. у.
т./чел., в 2002 году – 5,30 т. у. т./чел.

Потребление энергоресурсов в Карелии, обусловлено конкретной
промышленной структурой и климатическими условиями, дефицитный
топливно-энергетический баланс приводит к необходимости создания новой
энергетической политике в республике, в которой энергосбережение и
энергоэффективность должный иметь решающее значение. По прогнозам
специалистов Управления Карелгосэнергонадзора, даже при средних темпах
развития ВРП (3%) и ежегодном снижение энергоемкости республики на 2% —
объем энергосбережения к 2020 году составит 2 млн. т. у. т., что равно
30% прогнозируемого объема потребления ТЭР в 2020 году, при отсутствии
ежегодного снижения энергоемкости.

Для сокращения объемов внешних поставок необходимо создание
собственной топливной отрасли на основе местных ресурсов (древесных
отходов, дрова, торф и т.д.)
Разведанные запасы торфа в Карелии составляют не менее 2 млрд т 40%
условной влажности. Возможность использования топливного торфа
составляет 613 тыс. т. у. т. в год.

Реальные ресурсы использования древесных отходов по районам Карелии ежегодно составляют около 445 тыс. т. у. т.

Таким образом, только торф и древесные отходы смогут обеспечить 42% потребности Карелии в котельно-печном топливе.

На закупку каменного угля для отопления зданий социальной сферы
Карелии необходимо 200 млн руб. Замена каменного угля на местные виды
топлива позволит экономить ежегодно около 100 млн руб. бюджетных
средств, которые можно направлять на реконструкцию котельных и тепловых
сетей. Себестоимость тепловой энергии, полученной при сжигании
древесных отходов, существенно ниже, чем при сжигании привозного
топлива (каменного угля).

В Карелии разработана и действует с 1998 года программа
«Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на
древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном
биотопливе». К сожалению, задачи, поставленные в программе, в полном
объеме до сих пор так и не решены. Введено в эксплуатацию только 7
котельных, работающих на местных видах топлива, вместо 24 котельных по
программе (29%).

Отсутствие целенаправленной политики в республике является основным сдерживающим фактором производства местных видов топлива.

Промышленность Карелии потребляет 77% топлива, 57%
электроэнергии и 59% теплоэнергии, внедрение энергосберегающих
технологий в промышленность является экономически выгодным процессом.

Существует ряд проблем, которые необходимо решать карельским предприятиям в первоочередном порядке:

  • замена морально и физически устаревшего парка технологического оборудования;
  • оснащение производства средствами учета, регулирования и автоматизации расходования ТЭР;
  • повышение уровня энергетического менеджмента и материальной заинтересованности персонала в экономии энергоресурсов.

Для определения эффективности использования различных видов
энергоносителей Управлением Карелгосэнергонадзор в 2002 году были
составлены укрупненные топливно-энергетические балансы районов
республики, что позволило оценить количественные показатели надежности
и эффективности электро- и теплоснабжения районов и выдвинуло в
качестве основной задачи в социальной сфере республики проведение
детальных энергоаудитов районов с целью выработки технических и
организационных мероприятий по оптимизации топливно-энергетических
балансов. Энергоаудиты должны показать району реальные пути снижения
бюджетных затрат по ТЭР и повысить надежность электро- и
теплоснабжения.

Энергосбережение является важнейшим базовым элементом
экономического развития Карелии. С целью реализации этих положений

Управление Карелгосэнергонадзор предлагает:

1. Сформулировать стратегию развития ТЭК республики в рамках
региональной целевой программы «Энергосбережение Республики Карелия на
перспективу до 2010 года».

2. Разработать реальные экономические и финансовые механизмы
реализации региональной целевой программы по энергосбережению, в том
числе:

  • установить шкалу тарифных скидок для предприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов;
  • в тарифах на электро- и теплоэнергию учитывать экономически
    обоснованные затраты потребителей и производителей ТЭР на реализацию
    программ энергосбережения и проведение энергоаудитов.

3. Для снижения зависимости Карелии от внешних поставок топлива и
электроэнергии очень важным представляется вовлечение в
топливно-энергетические балансы республики местных энергетических
ресурсов путем:

  • дальнейшего развития гидроэнергетики;
  • создания собственной топливной отрасли на основе местных
    сырьевых ресурсов и экономически целесообразного перевода
    реконструируемых котельных республики на сжигание местных видов топлива
    (древесные отходы, дрова, торф).

4. Предусмотреть экономические стимулы вовлечения в топливный баланс
местных видов топлива (щепа, торф, отходы лесопиления), в том числе:

  • учитывать при утверждении тарифов на теплоэнергию применяемый на источнике теплоснабжения вид топлива;
  • применять налоговые льготы на использование биомассы в качестве топлива.

5. Активизировать работу по организации приборного учета,
регулирования и контроля в области энергопотребления в первую очередь в
бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

6. Увеличить долю использования природного газа, для чего
ускоренными темпами осуществить перевод на природный газ жилого фонда и
промышленных предприятий в г. Петрозаводске и завершить строительство
газопровода Петрозаводск-Кондопога.

7. Создать условия для привлечения частных инвестиций и
развития частного бизнеса в области энергоаудита, энергоэффективности,
улучшения климата в области энергоменеджмента.

Энергосбережение являеся решающим фактором, позволяющим
осуществить намеченные руководством республики планы, предусматривающие
рост экономики края.  //www.vemiru.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.