Мониторинг в системах муниципального теплоснабжения

0
97

Сложная система муниципального теплоснабжения (СМТ) не может быть
объективно оценена и тем более эффективно модернизирована без учета не
только технических, но, главным образом, экономических,
институциональных и социальных аспектов, оказывающих влияние на ее
функционирование. Трудности, возникшие на первом этапе внедрения
энергоэффективных технологий, в основном обусловлены попытками решить
все проблемы чисто технологически. Обреченность «лобовой»
технологической атаки на реконструкцию СМТ подтверждается также и тем,
что прогнозируемые масштабы затрат на капитальную реконструкцию столь
велики, что в ближайшие 5–10 лет внедрение полного комплекса
мероприятий по энергосбережению в СМТ представляется технически и
экономически не реализуемым. Вместе с тем ресурс экономических и
институциональных преобразований оказался практически не используемым.

Первостепенным курсом по совершенствованию СМТ в настоящее
время является оптимальное распределение и использование имеющегося
тепла, а так же снижение его непродуктивных затрат. К мероприятиям
направленным на данный курс относят внедрение процедур биллинга и
мониторинга.

Биллинг – совокупность институциональных, технических и
организационных мероприятий, направленных на оказание платной услуги по
измерениям, обработке результатов и проведению платежей абонентов,
являющихся потребителями ресурса коллективного доступа. Услуга
предоставляется биллинговой компанией (жилищно-эксплуатационной
компанией) группе абонентов. Как правило, биллинг осуществляется для
абонентов, которые являются конечными потребителями ресурса. К
участникам процесса биллинга следует также отнести предприятия,
занимающиеся производством и транспортировкой ресурса коллективного
доступа.

Для осуществления биллинга необходимо, что бы потребитель мог
самостоятельно устанавливать необходимый объем тепла, измерять
необходимый объем индивидуального потребления, установить
ответственность за соблюдение договорных обязательств, определить
обоснованные тарифы.

Основные процедуры биллинга:

— Потребление воды (установка счетчиков),

— Потребление тепловой энергии (замеры температуры в помещениях).

Мониторинг – процесс, обеспечивающий постоянное оперативное
получение достоверной информации о функционировании объекта. В случае
СМТ мониторинг должен обеспечивать оценку эффективности производства,
транспортировки и потребления тепловой энергии на уровне физических и
экономических показателей.

Мониторинг является совершенно необходимой обратной связью, без
которой эффективное управление и совершенствование СМТ невозможно.

Задача совершенствования ситуации в СМТ может и должна быть решена только в комплексе:

— без мониторинга невозможна нормализация платежей и оценка справедливости тарифа;

— не имея объективных данных о работе СМТ, невозможно сколько-нибудь грамотно проводить ее модернизацию;

— без модернизации СМТ с учетом неизбежного роста цен на
энергоносители и сверхнормативного износа основных фондов разговоры о
качестве теплоснабжения и справедливом тарифе не более чем декларации.

Внедрение мониторинга и впоследствии биллинга следует проводить
поэтапно с учетом существующего приборного оснащения. По мере установки
приборов учета и изменения рыночной ситуации следует плавно переходить
к полномасштабному биллингу на основе передовых технологий.  //www.vemiru.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.